РЖД-Партнер,
20 ноября 2002 г.
Надежный способ защитить собственный бизнес 912 просмотров
То, что железная дорога — наиболее популярный вид транспорта в нашей стране, ни для кого не секрет. И хотя показатели безопасности железнодорожного транспорта достаточно высоки, известная доля риска при грузовых перевозках всегда присутствует: особенно если акцентировать внимание на крайней изношенности парка подвижного состава МПС.
Одновременно неутешительным остается и тот факт, что страхование грузов по-прежнему не вызывает должного интереса у массового грузоотправителя — за исключением случаев, когда речь идет о контрактных обязательствах с иностранными партнерами, которые (как правило) настаивают на обязательном страховании грузоперевозки. Что касается внутрироссийских перевозок, большинство грузовладельцев по-прежнему полагаются на русский «авось» и на ответственность перевозчика, которым являются государственные железные дороги.
Вместе с тем после проведения реструктуризации планируется, что железнодорожный транспорт станет конкурентным сектором рынка, а значит ответственность за грузовые перевозки в равной степени поделят между собой и работающие на этом рынке частные перевозчики, прообразом которых выступают сегодня операторские компании. В конечном итоге степень этой ответственности будет характеризоваться профессионализмом каждой компании, требования к которым со стороны клиентов будут не меньшими, а возможно и значительно более высокими, нежели к действующему ныне государственному монополисту.
Сегодня страховые компании предлагают свои услуги операторам, как гарантию защиты их имущественных и финансовых интересов. В первую очередь речь идет, конечно, о страховании подвижного состава, локомотивов, контейнеров — основного рабочего инструмента будущих перевозчиков. Специалисты-страховщики считают, что это направление на данном сегменте рынка имеет значительные перспективы.
— После кризисного 1998 года, — говорит Сергей Закройщиков, главный специалист отдела страхования ответственности неморских перевозчиков компании «Ингосстрах», — когда в России появились первые экспедиторы и промышленные предприятия, приобретавшие подвижной состав в собственность и искавшие возможность защитить это имущество, количество застрахованного ежегодно практически удваивается.
— Интерес к страхованию подвижного состава, — считает начальник центра развития и разработки программ страхования ОАО «ЖАСО» Яков Заславский, — начинает расти и, с моей точки зрения, будет возрастать и дальше. Здесь можно выделить два направления. Первое — это страхование дорогостоящего имущества (подвижного состава), и второе — страхование приобретенного в лизинг или арендованного подвижного состава. Однако, если в договоре о лизинговых поступлениях страхование, является обязательным пунктом, то в договоре об аренде этого нет. Тем не менее сейчас и на этот вид страхования наблюдается спрос: учитывая, что подвижной состав, который берется в аренду, достаточно изношен и соответственно риск, что он может быть поврежден, возрастает.
Стандартное страховое покрытие, которое предлагается на российском рынке страхования, включает в себя страхование каско подвижного состава (вагонов всех типов) на случай уничтожения, утраты или повреждения в результате крушения, аварии, столкновения или схода с рельсов (как в поездах, так и при маневровой работе), а также пожара, взрывов, стихийных бедствий или противоправных действий третьих лиц. Локомотивы предлагается застраховать в первом (упрощенном) варианте только от гибели (утраты) локомотива, во втором — от гибели и повреждения.
Вместе с тем, по свидетельству специалистов, на сегодняшний день значительно охотнее предприятия страхуют контейнеры. Страхование контейнеров имеет свои особенности, так как сами они являются транспортными единицами специальной формы, но не частью перевозящих их транспортных средств. Стандартный пакет включает в себя страхование на случай уничтожения, утраты или повреждения, страхование расходов по предотвращению и уменьшению размера ущерба, а также по выяснению обстоятельств случившегося и расходов на юридическую помощь. По мнению Якова Заславского, значительный интерес транспортных компаний к этому виду страхования обусловлен более высоким риском как повреждения самого контейнера, так и возможностью его невозврата.
— В России данный вид страхования, — добавляет Сергей Закройщиков, — существует сравнительно недавно и вызывает особенный интерес у транспортно-экспедиционных предприятий. Это связано в первую очередь с тем, что большинство экспедиторов, организующих интермодальные перевозки, не имеют собственных контейнерных парков и вынуждены брать контейнеры в лизинг. Владелец же, в соответствии с общепринятой мировой практикой, требует финансовых гарантий от пользователя на случай невозврата контейнеров, возврата их в ненадлежащем виде или на случай несвоевременной уплаты арендной платы (лизинговых платежей). Как правило, в качестве такой финансовой гарантии принимается либо залог на сумму полной стоимости полученного в аренду или приобретенного в лизинг имущества, либо более дешевое и приемлемое для пользователя контейнером страхование этого имущества на полную стоимость.
Также необходимо отметить, что в России страхование контейнеров имеет свои особенности. Если условия лондонских страховщиков (общепринятые мировые нормы и законы страхования) ориентированы на страхование контейнеров при морских перевозках грузов, то в нашей стране интерес к страхованию контейнеров возникает в первую очередь на железнодорожном, авиа— и автотранспорте. Связано это еще и с тем, что при международных перевозках используемый контейнерный парк уже застрахован в западных страховых компаниях, однако их покрытие, как правило, не распространяется на территорию некоторых государств, входящих в состав СНГ.
При том, что в России страхование подвижного состава только начинает развиваться, неоспоримым фактом (считают наши эксперты) является то, что многие транспортные компании уже осознали его необходимость. Более того, можно предположить, что уже в будущем году данное направление получит еще большее развитие. В настоящее время, по данным министерства путей сообщения, на сети Российских железных дорог работают 70 компаний-операторов, которые выполняют около 14 процентов всего грузооборота. На рассмотрении находятся еще 170 заявок от предприятий, заявивших о своем желании заниматься этим бизнесом. На данный момент работающие операторские компании располагают 23 тысячами арендованных вагонов и 43 тысячами собственных. Несомненно — большая часть предприятий предпочтет обезопасить свои отнюдь не малые вложения и сделает выбор в пользу страхования.
— Собственный подвижной состав, — говорит коммерческий директор компании «РейлСервис» Андрей Колбасников, — мы страхуем в стопроцентном объеме. Если сравнивать вероятность наступления страхового случая (если все же он наступит) и возможные последствия и убытки, то страхование, с точки зрения нашей компании, не может показаться излишней роскошью.
Одновременно существует и оборотная сторона медали. Страховой сбор каждое транспортное предприятие, решившее прибегнуть к услугам страховщиков не может компенсировать для себя иначе, нежели включить его в свой тариф на перевозку. Многие компании-страховщики указывают на то, что их клиенты стараются как можно больше сократить издержки, ограничиваясь минимальным пакетом рисков и практически не рассматривая дополнительные услуги по страхованию иных случаев. Например, ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц; окружающей природной среде; ответственность за гибель, повреждение или утрату перевозимого груза; финансовые убытки клиентов страхователя.
— Мы не рассматриваем страхование дополнительных рисков, — объясняет Андрей Колбасников, — потому что на железной дороге случиться может все что угодно, но это «что угодно» может не попасть под условия «Договора страхования» даже с расширенным набором рисков. Крупные российские страховые компании, например, не страхуют риски, связанные с возможной неуплатой клиентами штрафов за простой вагонов.
— В этом году мы застраховали партию нового подвижного состава на срок его доставки с завода к нам на предприятие, — говорит генеральный директор компании «Сильвинит-Транспорт» Александр Зарецкий. — Вообще же подвижной состав мы не страхуем: предпочитаем страховать груз, в основном перевозимый речным транспортом. Это вызвано спецификой деятельности нашей компании — перевозка минеральных удобрений. Страховать же подвижной состав нам не выгодно. Это достаточно дорого, а из-за повышения тарифов мы можем потерять конкурентное преимущество на рынке.
— Мы, как страховщики, заметили, — подтверждает ведущий специалист по имущественному страхованию Балтийского филиала ОАО «ЖАСО» Анджела Никишева, — насколько значительно отразилось на поведении клиентов недавнее повышение железнодорожных тарифов. Но одновременно видно и возрастающее желание застраховать как груз, так и подвижной состав. Безусловно — эта практика необходима, а с учетом реструктуризации — еще более. Поэтому мы всегда стараемся пойти навстречу клиенту и идем на уступки, тем более что тесно связаны с железнодорожным транспортом.
Таким образом, целесообразность страхования сегодня осознается и признается обеими заинтересованными сторонами. Тем не менее, по мнению представителей ряда страховых компаний, рынок страхования на железнодорожном транспорте пока нельзя назвать конкурентным. По словам генерального директора ОАО «Невская перестраховочная компания» Евгения Спиридонова, большинство страховых компаний недостаточно разрабатывают данное направление и прерогатива отдается группе железнодорожных страховых обществ. Вместе с тем генеральный директор страховой компании «Инертек» Денис Турулев считает, что это и неперспективно, так как крупные финансовые структуры, организующие компании-операторы, предпочитают страховать собственный подвижной состав в своих же дочерних страховых фирмах. А независимые операторские компании обращаются за страховыми услугами непосредственно на железную дерюгу и попадают в число предприятий группы «ЖАСО».
Но нельзя забывать, что железнодорожный транспорт стремится к созданию рыночной среды, где конкуренция коснется не только самих перевозчиков, но и причастных к перевозочному процессу структур, в том числе и страховых компании. И спрос на страховые услуги уже очевиден. Вопрос лишь в том: какая компания способна сделать клиенту наиболее выгодное предложение.
— Работа с транспортными предприятиями, — говорит Сергей Закройщиков, главный специалист отдела страхования ответственности неморских перевозчиков компании «Ингосстрах», — нам чрезвычайно интересна. Вникая в их проблемы, мы стараемся предложить максимально удобные и приемлемые схемы страхования, включая даже самые нестандартные риски — такие как риск неполучения фрахта, несвоевременная уплата арендной платы, просрочка в возврате порожних контейнеров и так далее. Вместе с тем (поскольку такого рода риски весьма специфичны) мы подходим к решению проблем каждого клиента индивидуально, с учетом всех потребностей страхователя и его финансовых возможностей, но стараемся обеспечить комплексный подход. С нашей точки зрения, это чрезвычайно важно. Частичное страхование в конечном итоге повредит самому страхователю, а риски (учитывая накопленный к сегодняшнему моменту опыт) можно просчитать с самой незначительной погрешностью. Ведь куда более важно застраховать не просто вагон или контейнер, а бизнес.
Действительно, комплексное страхование в результате оказывается более выгодным, чем страхование минимального пакета рисков (что на сегодняшний день предпочитают большинство клиентов страховых компаний). Ведь в конечном итоге о репутации каждой транспортной фирмы будут судить по стабильности и надежности ее работы, поэтому предоставление гарантии компенсации финансовых убытков на случай повреждения груза, задержки в доставке и так далее, является важным моментом отношения к клиенту.
— Практика страхования подвижного состава для нашей компании, — резюмирует коммерческий директор ЗАО «Транссибирский экспресс сервис» Михаил Путилин, — привычное дело. В этом году мы планируем в очередной раз застраховать платформы под рефрижераторные контейнеры. Помимо всего прочего мы страхуем также нашу ответственность перед клиентом. И были случаи, когда мы ощутили реальную выгоду страхования. Правда, мы предпочитаем страховаться в иностранной компании со 100-процентным иностранным капиталом — это надежнее. Да, страхование — это, на первый взгляд, определенные финансовые потери, но важен имидж компании. Мы считаем, что можно несколько потерять в коммерческом плане, но сохранить конкурентоспособность и обеспечить клиентам удобство и безопасность в работе с нами.
Беседовала Татьяна Токарева
Вся пресса за 20 ноября 2002 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование имущества, Страхование грузов, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|